Текущий журнал

Название:
Запад-Восток №11
Номер:
11
Год:
2018
Дата публикации на сайте:
2019-01-18 10:21:49
Полный журнал в PDF:
О предметном поле университетологии
Авторы: Лорина Петровна Репина ;
Раздел: ПРЕДИСЛОВИЕ
1 февраля 1867 года Джон Стюарт Милль, говоря об особенностях и ценностях университетского образования в своей инаугурационной речи в качестве ректора Университета Сент-Эндрюс, подчеркнул: «Университеты предназначены не для того, чтобы давать знание, которое нужно людям как некий способ получать средства к существованию. Цель их состоит не в том, чтобы обучить искусных юристов, врачей или инженеров, а в том, чтобы подготовить умных и образованных людей. <…> Цель существования уни- верситета состоит в том, чтобы каждому приходящему поколению откры- вать, насколько позволяют имеющиеся условия, все сокровища мыслей, накопленные человечеством».
Организация и содержание научно-педагогического процесса в Пражском университете (XIV‒XV вв.)
Авторы: Александр Валентинович Рандин ;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Статья посвящена одному из важнейших аспектов истории средневековых университетов: организации и содержанию научно-педагогической деятельно- сти на примере Пражского университета, первого в Центральной Европе, который оказал существенное воздействие на формирование университетской системы в этом регионе. Отмечаются основные критерии, определяющие сущность средневекового университета: публично-правовые функции меж- дународной и автономной корпорации (universitas) и право присваивать ученые степени (studium generale). Как корпорация Пражский университет разделялся на четыре «нации», формировавшиеся по территориально-этни- ческому принципу, а свои функции «генеральной школы» осуществлял по- средством четырех факультетов. Материальную базу университета составляла сеть так называемых коллегий. Автор анализирует сложную иерархизиро- ванную систему взаимоотношений этих во многом автономных субкорпора- ций, которая окончательно сложилась к началу XV в. и позволила пражской высшей школе успешно осуществлять научно-педагогический процесс на уровне ведущих университетов Европы. В статье подробно рассматрива- ются основные формы учебного процесса, номенклатура, содержание и соот- ношение преподаваемых дисциплин, порядок присвоения ученых степеней на всех факультетах. Подчеркивается, что собственно ядром и смыслом науч- но-педагогической деятельности была хорошо продуманная и выстроенная в рамках схоластического метода система диспутов различного уровня. Мате- риал статьи позволяет задуматься и над проблемой взаимоотношений уни- верситета и общества в том плане, насколько социальная дестабилизация влияет на положение высшей школы. Автор показывает, что назревающая гуситская революция, с одной стороны, необычайно подняла престиж универ- ситета как идеологического бастиона чешской реформации, а с другой сторо- ны, привела его к длительному упадку как педагогического и научного центра.
Выпускник и профессор Оксфорда о мире и о России (Томас Тикелл и его «Перспектива мира»)
Авторы: Людмила Ивановна Ивонина ;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Статья посвящена граням творчества выпускника, а затем профессора Окс- форда, одного из известных английских поэтов конца XVII – начала XVIII веков Томаса Тикелла. Автор поэмы «Оксфорд» (1707) сохранил для потомков топо- графию родного университета. В эпоху Классической Европы университеты не только являлись центрами образования, науки и культуры, но и стали активными участниками политической жизни. Во время войны за Испан- ское наследство (1701–1714) политическая сцена Альбиона стала для ан- глийских поэтов европейской сценой. Заключение мира в Утрехте вызвало в Великобритании бурю эмоций, выразившихся в посвященных этому со- бытию поэмах. Поэтические сочинения того времени стали моментами вос- хваления и экзальтации: выражения лояльности к тем, кто возвысился над обстоятельствами и защитил национальные и культурные ценности. Эти ра- боты, многие из которых имели форму пропаганды, положили конец дебатам о продолжении войны и несли новые идеи. Тикелл отреагировал на события в Утрехте поэмой «Перспектива мира». Ее отличительной чертой является реально-событийный, последовательный характер – в ее рифмы заложен путь к миру. В этом произведении практически нет повторов и излишних сравнительных образов, которые были характерны для других авторов. Ее главный герой – Британия. Поэт мыслил масштабно, распространяя вли- яние своей сильной и справедливой королевы Анны Стюарт на весь мир, который желает ее дружбы. В этот мир, впервые среди английских поэтов, он включил Россию, великую и сильную державу. По мнению поэта, цивили- затором своей обширной империи стал Петр Великий. Независимо от своих симпатий к партии вигов, Тикелл, как и другие английские поэты, отклик- нувшиеся на заключение Утрехтского мира, проводил в своем сочинении главную политическую идею – идею британского превосходства и мирный путь ее достижения.
Возможности и ограничения стипендиальной системы Венгерского королевства в XVIII в.: дворянский юноша Янош Черски
Авторы: Ольга Владимировна Хаванова;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Вторая половина XVIII столетия в монархии Габсбургов стала временем масштабных реформ в сфере образования, затронувших все сословия – от бед- нейших, которым в учебном плане 1777 г. был гарантирован доступ к началам грамотности, до аристократии и дворянства, для кого создавалась, преоб- разовывалась, расширялась сеть привилегированных школ, куда прини- мали как на платные, так и на стипендиальные места как детей первых лиц государства, так и сыновей скромных служащих (гражданских и военных). В статье дается характеристика принципов, которыми руководствовался венский двор при распределении стипендиальных квот, предлагается крат- кий очерк истории Терезианской академии в Буде (Венгрия), задуманной как закрытая элитарная школа при всесословном университете, но просу- ществовавшей – вследствие пересмотра политики в области дворянского образования – менее десяти лет, и реконструируется частный случай одного прошения о зачислении в королевские стипендиаты на примере дворян- ского сына Яноша Черски. В Приложении публикуются прошение отца мальчика и его письма к родителям.
Австро-венгерские преподаватели российских вузов в 1861–1917 гг.: количественный анализ
Авторы: Андрей Николаевич Птицын;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
В статье анализируется деятельность австро-венгерских иммигрантов в рос- сийской системе высшего образования во второй половине XIX – начале ХХ века. Показаны основные пути их привлечения на российскую службу в пореформенный период. Рассмотрена география работы австро-венгер- ских специалистов в российских вузах. Показано их сосредоточение в уни- верситетах и историко-филологических институтах, определена степень их присутствия в прочих вузах. Выявлены места наибольшей концентрации иностранных преподавателей – Харьковский, Новороссийский и Варшавский университеты. Изучен профессиональный состав австро-венгерских профес- соров и доцентов, показано преобладание в их составе гуманитариев, прежде всего филологов, а также выделены позиции медиков, юристов и специа- листов по техническим наукам. Широкое привлечение в российские вузы австро-венгерских филологов объяснялось острой потребностью в подобных специалистах в связи с необходимостью массовой подготовки учителей латинского и древнегреческого языка в условиях перехода к классической системе гимназического образования. Охарактеризован национальный состав австро-венгерских преподавателей. Почти две трети из них были чехами, также были представлены русины, хорваты, богемские немцы и словаки. Рассмотрена научная деятельность преподавателей-иммигрантов. Каждый третий из них имел зарубежную научную степень. Остальные преподаватели, за исключением двоих, защитили магистерские и доктор- ские диссертации в российских университетах (преимущественно по клас- сической филологии и античной истории). В целом деятельность австро- венгерских специалистов способствовала развитию российского высшего образования и науки в рассматриваемый период, а также способствовала развитию связей России с народами Центрально-Восточной Европы.
Университетские связи Петербурга и Дерпта в первой половине XIX в. и проблема единства академического пространства Российской империи
Авторы: Ксения Сергеевна Казакова; Татьяна Николаевна Жуковская ;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Статья рассматривает формы академического взаимодействия Дерптского и Петербургского университетов – такие как студенческие и профессорские миграции, целенаправленная подготовка ученых для российских университе- тов в Профессорском институте Дерпта, книгообмен и обмен научной ин- формацией между университетами, участие в совместных университетских коммеморациях, научных проектах и экспедициях. Делается вывод, что Дерптский университет первой половины XIX века, вписанный в систему университетов Российской империи и в систему учебных округов, служил своеобразным питомником научных кадров для «внутренних» университе- тов империи, в особенности это касается сферы точных наук и филологии. Многие выпускники Дерптского университета сделали блестящую научную карьеру в Петербурге, среди них П. И. Прейс, Э. Х. Ленц, В. Я. Струве. В то же время приобщение к традициям дерптских студентов для академи- ческих мигрантов из «внутренних» университетов империи было условием усвоения моделей поведения, восходящих к традициям немецких университе- тов. В этом смысле Дерптский университет был каналом трансфера евро- пейской университетской культуры в Россию. Отсюда – распространение в Петербургском университете, по примеру Дерптского, студенческих корпо- раций, которые долгое время были терпимы администрацией и не вызыва- ли преследований. В рассмотренное время складываются уникальный про- филь каждого из российских университетов, его репутация и сфера влияния. Медицинский факультет Дерптского университета приобретал значение общероссийского центра подготовки гражданских и военных врачей. Среди специалистов, прибывавших в Дерптский университет из «внутрен- них» университетов империи, преобладали преподаватели русского языка, а среди начавших обучение в Дерптском университете и переместившихся впоследствии в Петербургский университет – желавшие продолжить обу- чение на юридическом факультете, как наиболее престижном, и сделать карь- еру чиновника в столице. Академические миграции, ставшие в 1830–1840-х гг. многочисленными, поддержание научных коммуникаций между университет- скими центрами на личном и административном уровне, унификация системы научного лицензирования и практик академической ротации в разных универ- ситетах империи, а с другой стороны, формирование в них собственных научных школ – дает основание говорить о складывании в это время еди- ного академического пространства в границах Российской империи, кото- рое оставалось открытым для европейского научного трансфера.
Кризис высшей школы 1911 г. в революционной печати
Авторы: Дмитрий Андреевич Баринов ; Евгений Анатольевич Ростовцев ;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Кризис, разразившейся в 1911 г. в высшей школе, имел такой масштаб, что по своему значению перерос чисто академические рамки и стал одним из наиболее значимых событий Российской империи начала 1910 х го- дов. Он коснулся не только профессорско-преподавательского корпуса и студенчества, но и обратил на себя внимания различных политических партий, выражавших свое отношение к кризису на страницах партийной печа- ти. Перед настоящей работой мы поставили задачу рассмотреть взгляды на кризис высшей школы революционных партий: большевиков, меньшеви- ков и эсеров. На основе анализе статей, опубликованных в «Голосе социал- демократа», «Нашей заре», «Знамени труда», «Правды» и других, мы по- старались представить восприятие кризиса радикальными политическими силами. Проведенный анализ позволил определить, что тематика рево- люционной печати периода кризиса в значительной степени отличалась от либеральной, для которой прежде всего была актуальна защита акаде- мических свобод и поддержка борьбы профессуры за свободный универ- ситет. Для революционеров все сюжеты, связанные с этой проблемой (личность одиозного министра народного просвещения Кассо, «разгром» Московского университета, противостояние с министерством и др.), оказа- лись далеко на периферии. Основной задачей, решаемой авторами ради- кальной периодики, стало определение наиболее эффективной тактики студенческой борьбы. В статье высказаны предположения о роли ради- кально-революционной печати в формировании общественно-политичес- кой позиции студенчества эпохи Кассо, показано влияние дискурсов, сформированных в революционно-радикальной печати, на последующую историографию, связанную с кризисом высшей школы.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РОЛЬ КОММЕМОРАТИВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Авторы: Энтони Грин ;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
В статье рассматривается программа Erasmus + Key Action 1 International Credit Mobility, одно из самых популярных направлений работы Европей- ской комиссии, а также возможности, которые программа предоставляет сту- дентам и сотрудникам европейских университетов и вузов за пределами Европы: учиться, преподавать или стажироваться в новой академической и географической среде. В данной работе анализируется опыт сотрудничества Университета Бедфордшира (Великобритания) и Национального исследова- тельского Мордовского государственного университета (Россия). С позиции программных требований подчеркивается уникальный характер этой про- граммы для расширения международного сотрудничества, открытия новых регионов и университетов для ППС и студентов, развития и укрепления партнерских отношения и участия в новых областях международных исследований. В статье обсуждается актуальность мобильности для стратегии интернационализации каждого из вузов-участников. Обсуждается качество соглашений о сотрудничестве, в которых подробно излагается предыдущий опыт подобных проектов с высшими учебными заведениями, а также объясняется, как университеты-партнеры планируют делиться обязанностями, ролями и задачами в течение всего жизненного цикла проекта. Качество про- екта и его реализация также очень важны для рассмотрения в рамках данной работы. Представлены различные этапы проекта мобильности, обобщаются планы партнерских организаций с точки зрения отбора участников, поддерж- ки, и признания периодов мобильности. Рассматривается потенциальный итог проекта с точки зрения распространения результатов на местном, региональ- ном и национальном уровнях.
Федеральные Программы международного образования как элемент обеспечения национальной безопасности США
Авторы: Лариса Павловна Нелина;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
В статье проводится анализ основных этапов становления Программ меж- дународного образования в качестве фундамента системы аналитического обеспечения внешнеполитической деятельности правительства США. Успеш- ный запуск в СССР искусственного спутника Земли в 1957 г. обусловил установление консенсуса между Конгрессом США и президентом Д. Эйзен- хауэром по вопросу тесной взаимосвязи сфер национальной безопасности и образования, который был воплощен в Законе «Об образовании в интересах национальной обороны» (NDEA) 1958 года. Раздел VI данного закона преду- сматривал создание ряда общенациональных программ, направленных, с одной стороны, на расширение сферы изучения иностранных языков (в первую оче- редь определенных правительством «критический языков») и на углубленное изучение культуры, экономики, истории, социально-политической сферы соответствующих данным языкам регионов мира – с другой. В 1961 году в со- ответствии с Законом Фулбрайта – Хейза программы Раздела VI NDEA были дополнены зарубежным компонентом, направленным на активизацию меж- дународного культурного, технического и образовательного обмена, в том числе в сфере изучения иностранных языков и региональных исследова- ний. Указанные законодательные акты в целом сформировали основу Про- грамм международного образования, которая в дальнейшем расширялась с учетом внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры. Значение данных программ заключается в обеспечении кадров, обладаю- щих соответствующей языковой и регионоведческой подготовкой для раз- личных структур государственной власти, бизнеса и международных общественных организаций. В долгосрочной перспективе Программы международного образования позволяют обеспечивать национальные ин- тересы США в сфере национальной безопасности, сохранения конкуренто- способности на мировых рынках и научно-технического преимущества.
Словацко-российские отношения в научной области (1993–2002 гг.)
Авторы: Виктор Викторович Никитин;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
В статье рассматриваются два этапа в словацко-российских отношениях в научной области за 1993–2002 гг., на основе впервые вводимых в науч- ный оборот словацких и российских архивных документов. Автор отмечает важность научно-технической сферы для экономического развития государ- ства. Он приходит к выводу о логичности проникновения науки еще в чехо- словацко-советские отношения. Однако после «бархатной» революции насту- пило время спада в словацко-российских связях, что затронуло и научную кооперацию ученых и преподавателей двух стран. После распада Чехослова- кии на первом этапе отношений (1993–1995 гг.) ничего не изменилось. Несмотря на подписание основополагающих соглашений в области науки и образования, в данном направлении продолжался застой. Не помогало обсуж- дение сотрудничества даже на уровне премьер-министров двух стран. В 1996 году начался второй этап, в ходе которого ситуация постепенно улуч- шалась. Сначала возник проект Циклотронного центра в разработке Объеди- ненного института ядерных исследований, чуть позже активизировал свою деятельность на территории Словакии Московский государственный универ- ситет им. М. В. Ломоносова, предложивший проект Международного лазерно- го центра. Они имели несколько общих черт: во-первых, речь шла о получении Словакией российских технологий в рамках частичного погашения задолжен- ности; во-вторых, Россия предложила современные, европейского уровня тех- нологии и; в-третьих, Словакия рассчитывала на их основе производить това- ры для дальнейшего их экспорта в западные страны. В связи с успешным началом осуществления данных проектов словацкое правительство в 1997 г. принимает первую конкретную, комплексную программу по научно-тех- ническому сотрудничеству с Россией. В нее входило 80 проектов, в которых участвовали десятки научных учреждений двух стран. Это поспособствовало развитию отношений между университетами. В итоге существенно выросло число словацких студентов, аспирантов и стажеров в российских вузах.
Современные вызовы в архивоведении и возможные рекомендации университетам по их решению
Авторы: Бабич Аида Шкоро;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
Архивоведение как научная дисциплина достаточно молода по сравнению с другими научными дисциплинами. В Словении сфера архивного образо- вания не имела систематического регулирования, поскольку изучение ар- хивоведения в государственных университетах не велось. Знания о том, чему необходимо придавать особое значение, архивисты обычно приобре- тают при многолетней работе в архивах и в непосредственном контакте с пользователями. Анализируя текущие потребности и проблемы “на ме- стах” при создании документации, автор сопоставит полученные результа- ты с результатами анализа образовательной программы архивоведения и делопроизводства в Словении, а также дальнейшие направления ее со- вершенствования. В статье предпринята попытка определить, насколько удовлетворительным является подход педагогического процесса к воспол- нению пробелов в знаниях создателей архивных документов и архивов.
Юбилейные коммеморативные практики и развитие университетологии (на примере Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова)
Авторы: Татьяна Николаевна Иванова;
Раздел: СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности современного процесса становле- ния университетологии как нового направления, интегрирующего иссле- дования представителей разных социогуманитарных наук по проблематике исторического, юридического, социологического, культурологического изучения феномена университета. Подчеркивается необходимость соединения методов макро- и микроистории; использование не только институционально- го, но и культурно-антропологического подхода к истории университета. Особое внимание в статье уделяется вопросу становления коммеморатив- ных практик, как акций, направленных на сохранение истории университе- тов и коллективной памяти универсантов. Выделяются нарративные, визу- альные, монументальные и церемониальные формы коммеморативных практик. При этом юбилеи университетов, являясь церемониальной фор- мой коммеморации, имеют особое значение для создания комплексной истории университетов и формирования чувства идентичности с универси- тетской корпорацией. В статье на примере подготовки к 50-летнему юби- лею Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова (ЧГУ) рассматриваются конкретные формы коммеморативных практик (органи- зация сбора воспоминаний универсантов, подготовка научной монографии и новаторского по замыслу фотоальбома; создание мест памяти в виде му- зея истории университета и других музеев, организация церемонии празд- нования юбилея). Анализируются как позитивный опыт подготовки к юбилею, так и недостатки различных форм коммеморативных практик.
Публичное вторжение в частную жизнь (эвристическая ценность устных и письменных эго-документов для гендерной истории)
Авторы: Наталья Львовна Пушкарёва ;
Раздел: ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Данный текст представляет собой краткое научное эссе, в котором обоб- щен и систематизирован значительный объем западной и отечественной литературы, посвященной источниковедению гендерной истории. В част- ности, рассматриваются различные виды «жизненных историй» женщин и как они интерпретируются исследователями биографий и эго-докумен- тов. Автор статьи приводит оценки ведущих ученых-специалистов в обла- сти биографики о различных жанрах «нарративов о жизни». В приведен- ной классификации особое место отведено рассказам о переживаниях женщин (автогинография). Приводится характеристика различных ego-до- кументов: автобиография, мемуары, воспоминания. В статье приведены различные точки зрения исследователей о применение терминологии «письмо» и «язык» по отношению к данному виду источника; показаны отличия в использовании терминологии западной и русской научной тра- диции. Прослежены этапы изучения автобиографий (жизненных историй) как исторических источников в западной традиции: с XVIII века до второй половины XX века. Автор подчеркивает, что в работах известных специа- листов по автобиографическому письму вопрос гендерных различий не поднимался. Лишь в конце 1970-х годов пол (гендер) определяется важный категорией анализа автобиографий. Автор статьи определяет те вопросы, на которые необходимо ответить исследователю женских эго-до- кументов, среди которых и время написания документа, экономический, религиозный и культурный аспекты; гендерные стереотипы того времени; образовательный и культурный уровень автора и предполагаемых читате- лей. В заключении к статье автор указывает на необходимость определе- ния современных источников женской памяти, как личных, так и публич- ных. Все это будут способствовать развитию гендерной истории и ее источниковедению.
Особенности преподавания профессорско-преподавательской корпорации на Высших женских (Бестужевских) курсах в 1878–1918 годы
Авторы: Оксана Борисовна Вахромеева;
Раздел: ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге (Петрограде), просуществовавшие с 1878 по 1918 год, в 1919 г. были объединены с бывшим Императорским (Первым Петроградским) университетом. В историографии их по праву называют женским факультетом столичного университета. Основанием тому послужила постоянная поддержка профессорско-пре- подавательского состава мужского университета частного высшего женского учебного заведения. Следует отметить сходство построения учебного процес- са и практически идентичность (за редким исключением) учебных планов обоих университетов. Бестужевские курсы для многих профессоров и пре- подавателей являлись местом творческой лаборатории: в женский универ- ситет часто приглашали преподавать лучших специалистов своего дела, не обращая внимания на их молодой возраст, послужной список или увольнения в связи с несогласием с политикой того или иного министра народного просвещения. Поскольку преподавательская деятельность явля- лась для многих из них основной сферой самореализации, то в частном женском университете они получали значительную базу и широкие возмож- ности. Бестужевские курсы славились своими демократическими традициями. Преподаватели играли ведущую роль в проведении фундаментальных исследований и создании научных школ. Этим они способствовали не только единению мужской и женской учебной аудитории, но и благо- творно влияли на развитие самих научных знаний. Высшие женские курсы обладали превосходно оборудованными научными лабораториями, кабине- тами, обширными библиотечными собраниями, что особенно влияло на раз- витие прикладных исследований. Кроме того, ученая корпорация, имевшая дело с молодыми, талантливыми, трудолюбивыми молодыми женщинами, получила возможность воспитать в стенах Высших женских (Бестужевских) курсов уникальную плеяду первых русских женщин-ученых, продолживших в профессиональной деятельности научные традиции своей alma mater.
Первое поколение женщин в высших учебных и научных заведениях Советской Беларуси (1920–1930-е гг.)
Авторы: Ирина Ромуальдовна Чикалова;
Раздел: ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Статья посвящена становлению первого поколения женщин-преподавате- лей в высшей школе и научных заведениях Советской Беларуси. Отмечается, что на территории Советской Беларуси первые центры высшего образования начали организовываться в условиях фактического отсутствия традиции, на которую можно было бы опереться при конструировании классической модели высшего учебного заведения. Здесь университетская и академиче- ская система начала создаваться усилиями, как местных, так и приглашенных на постоянной или временной основе ученых, которые стали элитой созда- ваемых на территории БССР высших учебных заведений. Это были высо- коквалифицированные специалисты-мужчины, получившие подготовку и ученые степени еще в дореволюционных российских и зарубежных уни- верситетах, направленные из других научных центров с целью начать форми- рование научных школ Беларуси. Со второй половины 1920-х гг. на кафедры и в лаборатории стало приходить новое пополнение специалистов из числа недавних выпускников вузов, среди них были и первые девушки.
Государственная политика в области развития университетов в документах правительства Словацкой Республики (2016–2018 годы)
Авторы: Виктор Викторович Никитин ;
Раздел: ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
Словацкое правительство с момента «бархатной» революции всегда уделяло особое внимание сфере науки и образования, а в частности – раз- витию университетов. На первом этапе, в 1990-х гг., имело место посте- пенное реформирование этой области. Его можно назвать переходным эта- пом от «центрально-планового» образования к «рыночному». Как рабочие, так и ученые в Словакии в то время проходили процесс переквалификации (получение навыков работы с компьютерами, расширение языковых зна- ний)1. Необходимо особо отметить, что документы тогдашних кабинетов министров, направленные на развитие данной области, определяли стратегию развития науки и образования и конкретные пути ее реализации.
Российский вуз глазами иностранных студентов
Авторы: Татьяна Михайловна Голубкина; Светлана Александровна Ефимова ; Наталия Владимировна Киприянова; Дмитрий Ильич Петросян; Марина Владимировна Соколова ;
Раздел: ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
Статья посвящена изучению отношения иностранных студентов ко всему комплексу образовательного процесса в России. Рассмотрены как общие проблемы интернационализации образования, функционирования рынка образовательных услуг, образовательной миграции, так и частные вопросы конкретного университета. Значительное внимание было уделено анализу факторов, делающих привлекательным для иностранцев обучение в России, а также причин, сдерживающих привлечение граждан других государств в качестве студентов высшей школы. В статье представлены итоги социо- логического исследовании на тему «Российский вуз глазами иностранных студентов». Изыскания проводилось во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столе- товых (ВлГУ). Объектом обследования были студенты-иностранцы данного университета. Авторы применили метод социологического опроса (аноним- ное анкетирование) иностранных граждан, обучающихся в ВлГУ, на основе вероятностного отбора. Приведены данные о смысле и содержании получения высшего образования в целом, и мотивов, которыми руководствуются иностранцы при выборе страны обучения и учебного заведения. Одним из таких мотивов становится создание устойчивой этнической диаспоры, что создает определенный психологический комфорт. Особое внимание обращается на условия адаптации иностранных студентов, вынужденных жить в новой для себя социокультурной обстановке, к образовательной среде в российском университете. В целом у иностранных граждан, обу- чающихся в ВлГУ, сложилось благоприятное представление о вузе, состав- ляющих учебного процесса, отношении с русскими студентами и вузов- ской администрацией. В результате отдельно подчеркивается, что одна из ведущих проблем, создающих дискомфорт в процессе как обучения, так и общения, – проблема недостаточного знания русского языка, не может решаться только на уровне студент – вуз. Требуется более высокий уро- вень – министерство – государство – для более широкого распростране- ния русского языка за рубежом через различные культурные центры.
По ту сторону кафедры (Заметки вузовского преподавателя о студентах и образовании)
Авторы: Валерий Дмитриевич Соловей;
Раздел: HUMANITIES 2.0
В современном информационном мире вопросы университетологии об- суждаются не только на страницах научных изданий, но и в универсальном образовательном пространстве – сети Интернет. Будни универсантов XXI ве- ка, студентов и профессоров, невозможно представить без их почти ежеднев- ного присутствия в социальных сетях и поисковых ресурсах. Университет- ский дискурс последнего десятилетия обогатился неологизмами – пост, коммент, аккаунт, френды, лонгриды, тачскрин. Накал дискуссий в ком- ментариях к постам в социальных сетях порой равнозначен дискуссиям на «круглых столах» и симпозиумах. Новая рубрика нашего журнала по- священа текстам по проблематике издания, которые редакторы «обнаружи- ли» на страницах своих «френдов» в социальных сетях. Представляем читате- лям несколько заметок из ленты Фейсбука.
Ученый и его школа. К 80-летию со дня рождения Николая Филипповича Филатова
Авторы: Вероника Николаевна Беляева; Юлия Сергеевна Обидина;
Раздел: ПОРТРЕТ ИСТОРИКА
Статья посвящена памяти выдающегося Нижегородского ученого, доктора исторических наук, профессора Нижегородского государственного уни- верситета, члена-корреспондента Международной славянской академии Ни- колая Филипповича Филатова. Представлен творческий путь ученого, сложные перипетии работы над историей родного Нижегородского края, формирование уникального для того времени направления исследований – научного краеведения. Показаны основы формирования научно-педагоги- ческой школы «История Нижегородского Поволжья» в Нижегородском (Горьковском) государственном университете, связанной с именем учено- го. Статья основана как на данных, уже публиковавшихся в открытой печа- ти, так и на материалах и свидетельствах, хранящихся в семейном архиве ученого. Некоторые из документов впервые введены в научный оборот. Отмечаются большая роль личностного фактора в становлении ученого, особенности его творчества и деятельности в стенах Нижегородского уни- верситета, его увлечения, ставшие неотъемлемой частью его работы. Дан краткий анализ основных трудов исследователя, позволивших поднять нижегородское краеведение на высокий научный уровень. Приведены сви- детельства коллег, соратников и учеников Н. Ф. Филатова о его жизни и твор- честве. Сделан вывод о том, что деятельность ученого в России во многом является научным подвигом, поскольку она олицетворяет собой целые научные направления исследований и замыкает их на себя, несмотря на огромное количество учеников и последователей. Новаторские идеи Н. Ф. Филатова предвосхитили те новые методологические установки, ко- торые разрабатываются сейчас не только в отечественных, но и в мировых исторических исследованиях, посвященных локальной истории, включая ее в контекст истории всеобщей.
Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета
Авторы: Галина Викторовна Рокина;
Раздел: НАУЧНАЯ ХРОНИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Важнейшим трендом развития высшего образования в России в по- следние годы становится интернационализация. Процесс интернациона- лизации включает в себя самые разнообразные формы международного взаимодействия и отражает интеграционные процессы, происходящие в сфере образования. Интернационализация предоставляет вузу возмож- ность изменить качество образования и выйти на международный рынок спроса и предложений образовательных услуг; разработать и внедрить новые образовательные программы; сформировать у студентов необходи- мые компетенции, востребованные мировым рынком труда. Эффектив- ность деятельности современного университета кроме прочих показателей оценивается степенью его интернационализации, возможностью конкури- ровать в глобальном масштабе, а также оказывать влияние на междуна- родную научную среду через публикации ученых и их выступления на международных форумах. Интернационализация является одним из по- казателей ежегодного мониторинга эффективности российских вузов.
В память Оксаны Земцовой
Авторы: Ольга Васильевна , , Иванова ;
Раздел: НАУЧНАЯ ХРОНИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
2018 год стал годом тяжелой утраты для команды, которая готовит ежегодник «Запад – Восток». После тяжелой болезни ушла из жизни выпускница факультета иностранных языков педагогического института, сотрудница учебно-исследовательской лаборатории этногендерных ис- следований Марийского государственного университета Оксана Земцова. Оксана Борисовна Земцова (урожденная Григорьева) родилась 25 января 1977 года в г. Йошкар-Оле Марийской АССР. В 1994 году она окончила школу-гимназию № 14 г. и поступила на факультет иностранных языков Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. В 1999 году она с отличием окончила факультет и получила квалификацию «Учитель английского и французского языков» по специальности «Филоло- гия». Староста группы, отличница, заводила во многих делах, она была пре- красной подругой для своих сокурсников. Со стороны могло показаться, что ей все давалось слишком легко, но на самом деле за каждым успехом скры- вались усердие, жажда знаний и вызов самой себе.