Текущий журнал

Название:
Запад-Восток №13
Номер:
13
Год:
2020
Дата публикации на сайте:
2021-02-04 08:59:15
Полный журнал в PDF:
Концепты «память» и «забвение» в научном инструментарии ученого
Авторы: Г. В. Рокина;
Раздел: ПРЕДИСЛОВИЕ
Долгие дискуссии в российской исторической науке о том, что концепции «исторической памяти» не соответствуют современному уровню научных знаний, а само понятие относится к категории «бесполезных», завершились тем, то в последнее десятилетие конструкт «историческая память» оказался необыкновенно привлекательным не только для так называемых идеологов «движений за память», но и для академических ученых. Спектр работ по исторической памяти сегодня достаточно широк и, можно сказать, «вошел в моду». Мемориальный бум в современных социальных науках, а также в исторической науке, которая в своих междисциплинарных исследованиях использует арсенал (инструментарий) наук общест¬венных, дает возможность переосмыслить многие исторические явления и процессы, «для которых раньше не было адекватного языка и которые не привлекали к себе остро заинтересованного внимание общественности» (1, с. 12). Изучая содержание «исторической памяти», историки активно используют методы социальной и культурной антропологии. Понятие «политика памяти» стало востребованным у историков, которые переключились с темы «идеологические предпосылки и т. п.» на пропагандистские образы и символы; с политической истории – на культурную политику.
Сталинградская битва в исторической памяти австрийцев
Авторы: Искра Шварц;
Раздел: MEMORY STUDIES КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ
В статье рассмотрены различные подходы к понятию «историческая память» (М. Хальбвакс, А. Ассман). Разбирая примеры, приведенные А. Ассман, автор указывает, что исследование культурной памяти, политики памяти, исторической памяти и сам дискурс о памяти, становится в последние годы одним из динамично развивающихся исследовательских полей. Автор статьи ставит целью проанализировать, какой дискурс сущест¬вует в Австрии об участии австрийцев во Второй мировой войне и что характерно для памяти австрийцев о Сталинградской битве. Автор дискутирует с А. Ассман, которая в своих работах утверждала, что в Авст¬рии по сравнению с Германией не было критических настроений вплоть до 1980-х годов. В статье приведены примеры писателей Томаса Бернхарда, Петера Ханке, Петера Хениша и многих других, которые подвергли острой критике австрийское общество и оппортунизм австрийцев, вызывая острую дискуссию в 1970–1980-е годы. На основе личных бесед и наблюдений автор статьи приводит примеры отношения австрийцев к событиям прошлого, а также анализирует исторические факты и статистику участия австрийцев в Сталинградской битве. По мнению автора, события под Сталинградом для австрийцев являются травмой побежденных, травмой стыда, а для некоторых и травмой вины. При этом автор обращает внимание на один очень важный механизм травмы (по А. Ассман), по которому травма – в отличие от героического нарратива не мобилизует и не консолидирует нацию, а разрушает ее идентичность.
Память как забвение: православие в России в эпоху секуляризации
Авторы: Юлия Сергеевна Обидина;
Раздел: MEMORY STUDIES КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ
Распад Советского Союза знаменовал конец эпохи государст¬венного подавления религии, способствуя возможному религиозному возрождению в России. Тем не менее, несмотря на свидетельства повышения уровня идентичности русских православных, споры о том, является ли постсоветская Россия исключением из тенденций секуляризации в других странах, продолжаются. Цель статьи – показать, соответствует ли Россия парадигме секуляризации с точки зрения ее классического понимания. С этой целью была рассмотрена российская православная религиозность постсоветского периода с позиций теории памяти. Новизна статьи заключается в применении исследовательского подхода к памяти как забвению, что позволило объяснить особенность православной религиозности и ее связь с ценностями морального консерватизма, исторически связанными с религией и церковью в России. В качестве метода исследования выступает метод сравнения, а также метод исторической реконструкции, позволяющий выявить общее и особенное в осознании религиозной идентичности в советской и постсоветской России. Отмечается, что продолжающийся рост православной самоидентификации, рост посещаемости церкви не совсем верно рассматривать с точки зрения классической концепции секуляризации, поскольку процесс секуляризации в России подчинен не внутренней логике процесса и не особенностям религиозной политики Российского государства, а особенностям коллективной исторической и культурной памяти, которая в данном контексте выступает как забвение. Сделан вывод, что возрождение православия в России является серьезным исключением из тенденций секуляризации в Европе не по причине особенностей процесса секуляризации или религиозной политики, а в силу особенностей проявления исторической памяти.
Матица словацкая в памяти словаков
Авторы: Даниела Кодайова;
Раздел: КОММЕМОРАЦИИ И «МЕСТА ПАМЯТИ» В ИСТОРИИ СЛОВАКИИ
В статье рассмотрены основные этапы существования Матицы словацкой, открытой в 1863 году декретом австрийского императора и завершившей свою деятельность в 1875 году, когда в Австро-Венгрии наступил период реакции. Эти 12 лет существования Матицы являются до сих пор центральной темой в национальной истории словаков. Автор заостряет внимание на значении этого периода словацкой истории для создания национальных символов, традиций проведения торжеств, формирования образа врага. Отцы-основатели Матицы, по мнению автора статьи, создали новый тип торжественных мероприятий, которые уже в XIX веке приобрели все черты национальной традиции. Исследование базируется на широкой источниковой базе. Приведены свидетельства современников той эпохи, которые принимали непосредственное участие в деятельности этого словацкого культурно-просветительского общества, а также тех, кто в дальнейшем способствовал сохранению в исторической памяти словаков особого места этой организации. В статье показаны «славная» и «горестная» истории Матицы, которые ознаменовали триумф и травму в памяти словаков и сыграли важную роль в формировании национальной идентичности. Исследование проведено в русле методологических подходов исторической памяти, коммеморативной практики, а история Матицы словацкой представлена как пример формирования «мест памяти» в процессе национальной идентификации словаков. Автор статьи приходит к выводу, что символизм в истории Матицы словацкой сыграл более важную роль, чем сама деятельность этой организации.
Москва как один из центров чехов и словаков в России (конец ХIХ – начало ХХ в.)
Авторы: Елена Павловна Серапионова;
Раздел: КОММЕМОРАЦИИ И «МЕСТА ПАМЯТИ» В ИСТОРИИ СЛОВАКИИ
В статье на основе изучения и анализа опубликованных воспоминаний и переписки, а также материалов российских, чешских и словацких архивов делается попытка реконструировать жизнь чехов и словаков в Москве в конце ХIX – начале ХХ веков. Основным источником являются воспоминания чеха Федора Коваржика, долгие годы прожившего в России. Любой историк подтвердит, что мемуары – весьма субъективная вещь и к ним надо относиться очень осторожно, сравнивая их с другими источниками. Тем более что воспоминания Коваржика, опубликованные в 1930-е годы, вызвали весьма неоднозначную реакцию чешского политического истеблишмента. И хотя в рецензиях утверждалось, что автор нередко грешит искажением фактической действительности, причина критических отзывов о книге заключалась в однозначно пророссийских взглядах автора, утверждавшего, что в дореволюционной России жизнь чехов и словаков, как правило, складывалась успешно. Это не отвечало официальной концепции внешней политики Чехословакии. Президент республики Т. Г. Масарик, а вместе с ним и вся правящая группировка Града, одинаково отрицательно рассматривали как российский царизм, так и большевизм, надеясь на эволюцию большевистского режима и пытаясь делать ставку на российские «демократические силы», которые они в рамках «русской акции помощи русской эмиграции» целенаправленно собирали и поддерживали в Чехословакии. Коваржик был объявлен правым, консерватором, про-царистски настроенным автором. Книга больше не переиздавалась, хотя содержит массу интереснейших подробностей о жизни чехов и словаков в России и достойна перевода на русский язык. Отдельные главы и пассажи книги посвящены колонии чехов и словаков в Москве.
Образ Вишеградской группы в словацких научных исследованиях
Авторы: Виктор Викторович Никитин;
Раздел: КОММЕМОРАЦИИ И «МЕСТА ПАМЯТИ» В ИСТОРИИ СЛОВАКИИ
В статье анализируются и критически оцениваются подходы словацких исследователей к деятельности четырех вишеградских стран, три из которых до 1918 г. входили в состав Австро-Венгрии. В первой части данной работы автор рассматривает, как оценивается роль Словакии в Вишеградской группе в работах словацких исследователей. На этой основе автор приходит к заключению, что данное региональное сообщество преподносится в качестве платформы для защиты словацких интересов в Европейском Союзе. При этом словацкие эксперты, утверждает автор статьи, несомненно, завышают реальное значение данной группы для западноевропейских политиков. Во второй части исследуется несколько направлений в представленном в словацкой историографии образе вишеградского сотрудничества: изучение инициатив в ходе председательств тех или иных стран, анализ общих подходов и расхождений, рассмотрение влияния миграционного кризиса, постановка вопроса о перспективах институционализации сотрудничества. Показан также словацкий разбор отраслевого сотрудничества в рамках Вишеграда, в частности, в сфере обороны и безопасности, а также в энергетике. Автор анализирует словацкие подходы к расширенному вишеградскому сотрудничеству, охватывающему другие регионы, в особенности Западные Балканы и Восточное партнерство. Помимо анализируемых в словацкой историографии направлений деятельности Вишеградской группы, в статье рассматривается документальная база, на которой построены словацкие работы. Автор приходит к выводу о том, что значительный массив интернет-ресурсов (в особенности, документы правительства Словакии) учеными не используются. Это дает возможность в дальнейшем более детально исследовать и оценить деятельность Вишеградской четверки.
Проблема создания Русского государства в учебниках истории конца 1930-х – начала 1950-х гг.
Авторы: Никита Вадимович Тихомиров;
Раздел: УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье исследуется проблема представления процесса формирования Русского государства в учебниках по истории СССР конца 1930-х – начала 1950-х годов. Целью работы является рассмотрение осо¬бен¬ностей отражения данного процесса в учебниках по истории сталин¬ско¬го периода; выявить факторы, определявшие выводы и оценки историков; проследить изменения в подходах к решению ключевых проблем в рамках указанной тематики. В качестве ключевого источника использованы учеб¬ники для начальной и средней школы, а также вузовские учебники в раз¬личных редакциях. Также при подготовке статьи были привлечены архив¬ные документы, в частности дела, содержащиеся в личных фондах архива Российской академии наук. Помимо этого использовались опуб¬ликован¬ные официальные документы, сочинения И. В. Сталина, статьи крупных отечественных историков рассматриваемого времени. Школьные учебники по истории служат высокоинформативным источником для изучения процесса формирования советской моноконцепции отечественной истории в конце 1930-х – начале 1950-х годов. Складывание целостного комплекса теоретических представлений об образовании государства великороссов в XV–XVI вв. явилось одной из важнейших проблем в рамках создания марксистской концепции отечественной истории. Ряд ключевых положе-ний был предопределен указаниями И. В. Сталина. Создание концепции централизации проходило в русле критики исторической концепции М. Н. Покровского, преодоления ее коренных теоретико-методологичес-ких положений. Некоторые тезисы, предложенные в первых редакциях учебников, были пересмотрены в дальнейшем под воздействием как сугу-бо академических, так и политико-идеологических факторов. Изучение заявленной проблематики способствует лучшему пониманию развития научной мысли в СССР. Анализ принципов и подходов к решению кон-кретных историографических проблем способствует обогащению арсенала теоретико-методологических представлений современного исследователя.
Школьный учебник и историческая память: анализ отечественной учебной литературы по истории в XX веке
Авторы: Татьяна Николаевна Иванова;
Раздел: УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматриваются проблемы изучения исторической памяти, которая подвержена быстрым изменениям во времена социальных потрясений. Структуру исторической памяти составляют исторические образы, мифы, символы, культурные стереотипы, которые способствуют самоидентификации индивида и общества. Память и историческая наука активно взаимодействуют между собой. Коммеморативные практики являются механизмом формирования исторической памяти. Государство использует коммеморативные практики в политических целях. Весьма действенное воздействие на формирование исторической памяти оказывает школьный учебник по истории. На содержание учебника особое влияние имеет государственная образовательная политика, уровень исторической и педагогической наук, социально-политическая конъюнктура, научные и идеологические взгляды автора и другие факторы. В качестве критериев сравнения учебных изданий выделяются следующие параметры: инициа-тор/заказчик учебника; степень контроля/цензуры содержания; научные концепции, лежащие в основе учебного материала; синхронизация фактов всемирной и отечественной истории; соотношение политической, социально-экономической и культурно-антропологической истории; методологические приемы и педагогические концепции, лежащие в основе учебника. В статье выделяются следующие периоды развития отечественной учебной литературы по истории в XX веке: 1900–1917 гг.; 1918–1931 гг.; 1931–1958 гг.; 1959–1989 гг.; 1990–2000 годы. Каждому периоду дается характеристика и рассматривается влияние учебной литературы на историческую память того или иного времени.
Действия Чехословацкого корпуса в постсоветских учебниках истории
Авторы: Андрей Валерьевич Лямзин;
Раздел: УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматривается эволюция исторических оценок историков государств постсоветского пространства. Анализ проводится на основе изучения учебников для школ и университетов, выходивших в 1990-е и 2000-е годы в России и новых независимых государствах (ННГ), возникших после распада СССР. По мнению автора статьи, по учебникам можно проследить не только текущие идеологические установки, бытующие в России и ННГ, но и процесс переосмысления обществом политических взглядов прошлого. Для анализа автором были привлечены две группы учебников: книги, опубликованные в России, и учебные издания, напечатанные в ННГ постсоветского пространства. Тема «белочехов», и в целом деятельность Чехословацкого корпуса, в советской историографии, и, соответственно, в советских учебниках истории, преподносилась негативно, как ударная сила контрреволюции. Анализ постсоветских учебников истории, изданных в ближнем зарубежье, в Казахстане, Киргизии, Белоруссии и Украине, показал, что для этих государств характерен приоритет к собственной истории, и в них нет прямой оценки действия Чехословацкого корпуса в годы Гражданской войны. Исключением является белорусский учебник 2005 года, в котором содержатся оценки действий «белочехов» на стороне Антанты и подробное изложение действий Чехословацкого корпуса. В украинском учебнике по всемирной истории 2003 года деятельность корпуса оценивается в антибольшевистском ключе. В учебниках, изданных в Центральной Азии, во многом сохраняется советская терминология при оценке действий Чехословацкого корпуса. Наиболее объективно, по мнению автора статьи, события изложены в киргизском учебнике для высшей школы 2009 года. Заметную эволюцию претерпела оценка действия чехословацкого корпуса в российских учебниках 1990–2000-х годов, что автор подробно показывает на анализе конкретных примеров из текстов вузовских и школьных учебников. В заключение автор статьи приходит к выводу, что изменилось отношение к фактам, и в каждой стране смотрят на события времен Гражданской войны с точки зрения текущих национальных приоритетов, теперь этой проблеме уделяется внимание лишь в той степени, в какой она затронула территориальные границы новых независимых государств.
Потерянные в веках: как изучают историю современные российские школьники
Авторы: Валентина Георгиевна Сушенцова;
Раздел: УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья посвящена путям воздействия мемориальной политики современного российского государства на процесс обучения на уровне общего образования, а также особенностям нормативно-правового регулирования предметного содержания школьной дисциплины «история». Автор анализирует документы, регламентирующие образовательный процесс, в том числе Конституцию Российской Федерации 1993 г., федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Примерную образовательную программу основного и среднего общего образования. В статье дана оценка подготовленной Российским историческим обществом усовершенствованной Концепции преподавания школьного курса «История России». В статье освещены такие аспекты проблемы, как нормативно-правовой статус Историко-культурного стандарта, соотношение изучения отечественной и всемирной истории в школе, элементы содержания отечественной и всемирной истории в Контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена по истории.
Дочери свободы (осмысляя 140-летний юбилей создания первой российской женской организации, защищавшей женские интересы)
Авторы: Ирина Михайловна Пушкарева; Наталия Львовна Пушкарева;
Раздел: ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья обобщает исторический опыт создания россиянками в 1859–1860 гг. первой в России организации, защищавшей собственно женские интересы «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга», и вписывает это событие в историю раннего русского либерального женского движения. Сопоставив особенности женского движения в России и странах Западной Европы, авторы приходят к выводу о том, что историческим итогом создания первых женских организаций было развертывание политического женского движения после 1905 года и предоставление женщинам избирательных прав в июне 1917 г. – то есть до политического переворота большевиков.
Актуализация отечественной историографии Англии в начале Великой Отечественной войны (к публикации текста С. И. Архангельского «Роль русских историков в разработке истории Англии» (август 1941 г.))
Авторы: Андрей Александрович Кузнецов; Ольга Владимировна Селиванова;
Раздел: ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
Статья предваряет публикацию большого текста крупного советского историка С. И. Архангельского. Текст представляет собой обзор персонального изучения истории Англии в России во второй половине XIX – первой половине XX веков. Этот обзор был написан в августе 1941 года. Уже два месяца шла Великая Отечественная война. Предлог к написанию – заключение советско-британского соглашения о совместной борьбе с нацистской Германией. Предлагаемый к публикации текст С. И. Архангельского был написан им для «Исторического журнала». Обзор опубликован не был по неизвестным причинам. В статье осмысляется опыт изучения истории Англии и Британии с 1870-х гг. по 1941 год. Автором доказывается тезис, что в России – СССР сформировалась крупная научная школа по изучению английской истории, подобная «Русской школе» изучения прошлого Франции. «Русская школа» изучения Англии была представлена М. М. Ковалевским, П. Г. Виноградовым, Д. М. Петрушевским, А. Н. Савиным, Е. А. Косминским, С. И. Архангельским и В. М. Лавровским. Текст представляет собой и рефлексию С. И. Архангельского о своей роли в постижении истории Англии. Публикация делается по рукописи-автографу статьи С. И. Архангельского в 1941 г. «Роль русских историков в разработке истории Англии». Доказывается, что С. И. Архангельский после 1943 г. вернулся к этой статье, чтобы издать ее под названием «Социальная история Англии в монографиях русских историков». В связи с этим он сократил текст. Однако потом он отказался от этого решения. Вероятно, в 1949 г. С. И. Архангельский отказался от идеи издания текста и положил его в свой домашний архив.
Межславянские связи в исследовательском поле историков
Авторы: Галина Викторовна Рокина;
Раздел: ХРОНИКА
Межславянские научные, культурные и общественные контакты традиционно находятся в центре внимания историков, политиков и общественных деятелей. Особое место эта тематика занимает в деятельности международной Комиссии историков России и Словакии, цель которой – развивать эти контакты и сохранять традиции научно-культурного межславянского сотрудничества. В статье представлены аннотации трех монографических исследований, посвященных межславянским контактам, а также информация о научных конференциях, в которых приняли участие ученые-словакисты, члены Комиссии.
Запад-Восток - Ошибка - Запад-Восток

Запад-Восток - Ошибка

Ошибка 500

file_put_contents() [<a href='function.file-put-contents'>function.file-put-contents</a>]: Only 20480 of 22432 bytes written, possibly out of free disk space