Текущий журнал

Название:
Запад-Восток №12
Номер:
12
Год:
2019
Дата публикации на сайте:
2019-12-25 14:38:32
Полный журнал в PDF:
Европейские исследования в высшем образовании: к 30-летию Программы Jean Monnet
Авторы: Ольга Николаевна Олейникова;
Раздел: ПРЕДИСЛОВИЕ
Для цитирования: Олейникова О.Н. Европейские исследования в высшем образовании: к 30-летию Программы Jean Monnet // Запад – Восток. 2019. № 12. С. 912. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-9-12
Концепции «единого человечества» и «общего прошлого» в интеллектуальном наследии русской исторической школы
Авторы: Лорина Петровна Репина;
Раздел: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье анализируются сформулированные на основе творческого освоения западной философской мысли и сложившиеся в российской интеллекту- альной традиции второй половины XIX века концепции «единого челове- чества» и «общего прошлого», которые составили идейную основу ориги- нальной интерпретации предметного поля всеобщей истории. В первой половине XIX века понятия «национального» и «русского» развивались под влиянием романтической и просветительской традиций, в процессе культурного диалога России и Европы, взаимоотношений интеллектуалов и власти. Однако, несмотря на то, что в 1830-е годы национальная идея стала одной из ключевых проблем русской общественной мысли, культур- ная парадигма европейского Просвещения, определявшая приоритетную ценность общечеловеческого начала в истории, продолжала оставаться одной из основ мировоззрения многих российских интеллектуалов. В поисках ответов на вопрос о путях развития страны участники бурных дискуссий, которые разворачивались в российском обществе того времени, черпали свои аргументы из истории стран Западной Европы. Успехи европейской науки и просвещения, быстрый прогресс во всех сферах жизни общества внушали российским интеллектуалам определенный оптимизм и веру в возможность заимствования передового опыта Запада. В этом общественном и интел- лектуальном контексте второй половины XIX – начала XX века, а также в перспективе развития исторической мысли современной эпохи рассмат- риваются теоретические интуиции, идейные убеждения, этические и граж- данские позиции ведущих ученых русской школы всеобщей истории. Статья подготовлена на основе доклада, представленного на Международном научном коллоквиуме «Социокультурная жизнь Европы и России глазами- интеллектуалов XIX века» (Орловский государственный университет, Университет г. Руан, Франция, 29–30 октября 2018 г.).
Франко-германские отношения в контексте европейской интеграции (1970-е годы)
Авторы: Дмитрий Викторович Шмелёв;
Раздел: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье исследуется динамика франко-германских отношений в период президентства В. Жискар д’Эстена и канцлерства Г. Шмидта. В центре вни- мания проблемы франко-германского военного и политического сотрудниче- ства, специфика дипломатических контактов и личные отношения между двумя политиками, история создания европейской валютной системы. Автор отметил, что франко-германское согласие стало центральным элементом раз- вития процесса европейской интеграции, в том числе в создании Европей- ского совета и европейской валютной системы. Именно франко-германский диалог и усилия позволили преодолеть период скептицизма в отношении европейского строительства и придать новый импульс процессам создания экономического и валютного союза и политической интеграции. Благодаря активной роли в международных отношениях ФРГ была тесно интегрирована в западноевропейские политические и экономические институты. Вместе с тем в статье отмечены трудности, вставшие на пути сотрудничества, которые касались опасений германского военного реваншизма, экономиче- ского доминирования в Европе или воссоединения двух частей страны со стороны французской политической и дипломатической элиты. В более глобальном контексте франко-германские отношения стали частью трехсто- ронних контактов Вашингтон – Париж – Бонн или Москва – Париж – Бонн и внесли серьезный вклад в дипломатические дискуссии 1970-х годов.
Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток – Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века
Авторы: Татьяна Георгиевна Хришкевич;
Раздел: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье представлен анализ восстановления востока ФРГ после объединения Германии. Автор обращается к реализации программы Aufbau Ost и основным этапам социально-экономической реконструкции Восточной Германии. Особое внимание уделено коалиционным договорам политических партий в 1998–2018 гг. и отчетам федерального правительства о германском единст- ве. Статья анализирует содержание и общие принципы Пактов солидарности, служащих основой для процесса выравнивания старых и новых земель. Центральной задачей восстановления Восточной Германии в постобъеди- нительный период является сокращение безработицы. Пакты солидарности охватывают широкий перечень сфер, которые должны подлежать реструк- туризации в Восточной Германии (поддержка малого и среднего бизнеса, продвижение бизнес-стартапов, науки и инноваций; расширение наукоемких технологических проектов; поддержка культуры, спорта, гендерной поли- тики, образования и научно-исследовательских университетских клас- теров; повышение квалификации работников). В результате автор прихо- дит к выводу о том, что выравнивание «Восток – Запад» идет успешно в области экономического развития Восточной Германии, в частности роста ее промышленного потенциала, конкурентоспособности на международном уровне. Доля промышленности в валовом производстве в Восточной Герма- нии выше, чем в Европейском Союзе. В то же время цель гармонизации уров- ня благосостояния населения в восточных федеральных землях до уровня за- пада ФРГ полностью не достигнута. Показатели безработицы выше, чем на западе, а уровень доходов ниже. Выравнивание «Восток – Запад» и соци- ально-экономические реформы в определенной степени способствовали тому, что Германия почти безболезненно преодолела экономический кризис 2008 года. Федеральные правительства под руководством А. Меркель про- должают совершенствовать социальную систему (совершенствование рын- ка труда, борьба с безработицей, проведение пенсионной реформы, рефор- мы системы здравоохранения, политика в области семьи и пр.).
«Новые Тыхи»: образцовый город Польской Народной Республики в 1950-е гг.: эволюция социальной памяти
Авторы: Александр Владимирович Жидченко;
Раздел: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В предлагаемой статье рассмотрены некоторые аспекты эволюции соци- альной памяти нового города, построенного в 1950-е годы в Польской Народной Республике в качестве образцового социалистического про- странства для повседневной жизни на этапе восстановления народного хо- зяйства страны после Второй мировой войны. Исследование стало частью масштабного компаративистского проекта, связанного с анализом эволю- ции повседневности и социальной памяти новых городов и городских районов СССР и стран социалистического блока. Анализ различных групп источников, важное место среди которых заняли опубликованные в интер- нет-пространстве воспоминания, а также материалы современных общест- венных и культурных проектов, обращенных к памяти горожан, позволили сделать вывод о критическом отношении к подобным городам в период 1990-х – начала 2000-х годов, новой волне ностальгического восприятия и вместе с тем, официального утверждения ценности подобной городской среды в последнее десятилетие. При этом на современном этапе рефлексия и оценка по поводу проживания в условиях такой городской среды является неодинаковой у представителей старшего и молодого поколения.
Европейский опыт бизнес-моделирования устойчивого развития сети центров зеленого строительства
Авторы: Ирина Юрьевна Петрова; Виктория Мадияровна Зарипова; Юлия Аркадьевна Лежнина; Татьяна Владимировна Золина; Владимир Гумиляр; Ирина Владимировна Аксютина;
Раздел: ЗАПАД – ВОСТОК: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
В работе проводится анализ востребованности образовательных программ в сфере зеленого строительства и интеллектуальных зданий. Авторами показано, что для обеспечения реализуемости федеральных программ необходимо подготовить достаточное количество специалистов, причем это могут быть не только долгосрочные программы подготовки бакалавров и специалистов, но и краткосрочные курсы подготовки и переподготовки. Однако, чтобы в сжатые сроки организовать устойчиво развивающийся образовательный центр, который будет эффективно выполнять возложен- ные на него задачи, необходимо изучить опыт европейских коллег, адап- тировать его под потребности региона. В работе поставлена задача созда- ния образовательного центра, обеспечивающего устойчивую подготовку и переподготовку кадров для строительной отрасли Астраханской области. В рамках исследования по проекту Модернизация учебных программ в сфере инженерных систем умного строительства – зеленое строительство (Modernization of the Curricula in sphere of smart building engineering – Green Building (GREB) Project Number: 574049-EPP-1-2016-1-IT-EPPKA2-CBHE-JP) был проведен анализ учебных программ ведущих университетов Швеции, Италии, Испании, Австрии, Словении, а также практических потребностей и опыта производственников Строительного кластера Словении. Для решения поставленной цели определена специфика образовательных программ центра зеленого строительства и даны рекомендации по его организации с учетом европейского опыта. Достижение устойчивого развития центра зеленого строительства, организованного на базе Астраханского государст- венного архитектурно-строительного университета, гарантируется отноше- ниями с другими университетами, входящими в консорциум сети центров зеленого строительства, который на данный момент насчитывает 16 уни- верситетов России, Узбекистана, Монголии, Италии и Испании.
Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России
Авторы: Андрей Вячеславович Сызранов;
Раздел: ЗАПАД – ВОСТОК: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
В статье рассматриваются особенности европейской миграционной политики и пути ее применения в России. Важным представляется изучение опыта стран Европы для улучшения миграционной ситуации в России, возможность использовать наработанные механизмы управления миграцией. Миграционная политика западных стран характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В России также возможен подобный подход.
Обеспечение безопасности трансграничных водных ресурсов: европейский опыт
Авторы: Людмила Владимировна Боронина ; Лхагвадулам Бямбаджав ; Екатерина Васильевна Давыдова ; Вернер профессор Горник; Аркадий Федорович Сокольский;
Раздел: ЗАПАД – ВОСТОК: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
Обеспечение безопасности трансграничных водных ресурсов отнесено прави- тельством России к общенациональным приоритетам. Фундаментом пригра- ничного сотрудничества выступает процесс создания и реализации договор- ных отношений на приграничных территориях, которые нацелены на поиск решений поставленных задач. Международный опыт говорит о том, что транс- граничное взаимодействие выступает основным фактором в расширении межнациональных хозяйственных связей, а рациональное применение пре- имуществ приграничного расположения предоставляет возможность дать сильный импульс для развития территорий. Водные ресурсы часто стано- вятся причиной международной напряженности и конфликтов, связанных с доступом к ним и их использованием. Поэтому одна из важнейших транс- граничных задач – безопасное снабжение водой, необходимость обеспечения рационального использования, справедливого распределения и предостав- ления воды в распоряжение тем, кто в ней нуждается. Ярким примером трансграничного водоема является Каспийское море, по которому 12 авгу- ста 2018 года в Казахстане была подписана Конвенция о регулировании прав и обязанностей государств, расположенных на побережье Каспий- ского моря, учитывающая экологический фактор при реализации круп- номасштабных морских проектов. В статье приводится анализ лучшего европейского опыта управления транграничными водными объектами, предлагаются к реализации мероприятия, которые дадут возможность улучшить экономический и экологический фактор управления Каспийским морем Выполнение положений Конвенции Прикаспийскими государства- ми будет способствовать добрососедству и взаимовыгодному сотрудниче- ству, основанному на европейском опыте, содействовать использованию Каспийского моря в мирных целях, рациональному использованию его ре- сурсов, изучению, защите и сохранению его природной среды. Приведены результаты научных мониторинговых исследований по загрязнениям мор- ской среды в мелководной зоне западной части Каспия, сделаны выводы о необходимости продолжения проведения научных исследований и рас- пространения информации.
Устойчивое развитие Каспийского региона на основе анализа и распространения европейского опыта
Авторы: Ольга Михайловна Шикульская; Галина Бекмуратовна Абуова; Анна Эдуардовна Усынина;
Раздел: ЗАПАД – ВОСТОК: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
Проанализировано экологическое состояние Каспийского моря. Каспий нахо- дится на грани катастрофы. Показаны причины проблем Каспия. В настоящее время экологические проблемы Каспийского моря привлекают внимание не только государств региона, но и развитых стран Запада. Проанализированы пути решения экологических проблем в западных странах. В начале XXI века было отмечено обострение ряда глобальных проблем, особое место среди которых занимает проблема охраны окружающей среды. Европейскому союзу в последние годы принадлежит значительное место в решении экологических проблем. В EC нaкoплeн сyщecтвeнный пpaктичecкий oпыт peaлизaции пpoгpaмм ycтoйчивoгo paзвития, при этом в пocлeдниe гoды eвpoпeйcким cтpaнaм нeизмeннo пpинaдлeжит миpoвoe лидepcтвo пo индeкcy ycтoй- чивoгo paзвития. Проанализирован опыт устойчивого развития Прибал- тийских государств. Для достижения значительных реальных результатов в решении экологических проблем сотрудничество между Россией и ЕС становится не только целесообразным, но и необходимым. В работе пред- ставлены этапы развития сотрудничества ЕС и России по экологическим вопросам. Каспийский регион имеет свои особенности. Во-первых, в отли- чие от Прибалтийского и Черноморского региона ни одно из стран Прика- спийских государств не входит в состав ЕС, что значительно снижает воз- можности ЕС влияния на их экологическую политику. Во-вторых, наличие дешевого природного газа в Каспийском регионе снижает заинтересован- ность использования альтернативной энергетики, что не способствует решению экологических проблем. Сделан вывод о необходимости изучения и распространения опыта ЕС по решению данных проблем в Прикаспийском регионе. Для этого должны разрабатываться проекты, включающие ком- плекс мероприятий.
Роль университетов в формировании безопасной среды в условиях массовой миграции
Авторы: Ирина Владимировна Раюшкина;
Раздел: ЗАПАД – ВОСТОК: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
Статья посвящена проблемам сохранения национальной безопасности России в условиях массовой миграции с особым вниманием к образовательной миграции – иностранным студентам. В первой части статьи автор дает крат- кий обзор причин роста массовой миграции в России в целом и в Красно- дарском крае в частности, обозначая внутренние и внешние риски и угрозы национальной безопасности страны. Во второй части на примере конкрет- ного вуза – Кубанского государственного университета (КубГУ, Красно- дар, Россия) – анализируются условия адаптации и интеграции иностран- ных студентов в иноязычную культуру на основе «диалога культур» как фундаментальных факторов формирования безопасной образовательной среды, предлагаются определенные подходы и пути ее формирования. Одним из принципиальных подходов к проблеме является так называемый «индивидуально-идентичный» подход к каждому иностранному студенту, основанный на личностно-психологических и формально-личностных отно- шениях между входящей и принимающей сторонами, что, в свою очередь, способствует возникновению и развитию диалога культур. Привлечение иностранных студентов к участию в общественной, социальной и культурной деятельности рассматривается автором как особый метод формирования безопасной образовательной среды в вузе, реализующий идею раскрытия внутреннего мира человека, его способностей, что ведет к устойчивому рав- новесию и гармонии личности. В качестве подтверждения достоверности данного тезиса автор приводит несколько мероприятий, проведенных в КубГУ с участием иностранных студентов. Также предлагается внедрить другие технологии, способствующие успешному диалогу культур и, как следствие, обеспечению безопасной среды в университете. В заключение автор подчеркивает важность, придаваемую университетам, которые при- званы обеспечить безопасную и благоприятную образовательную среду для всех студентов, независимо от страны их происхождения.
Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016–2019 годах
Авторы: Ильдар Абдулхаевич Латыпов ;
Раздел: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЖАН МОННЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
статье анализируется внедрение образовательного модуля, названного в честь Жана Монне, в рамках Erasmus+ по программе Евросоюза. В исследо- вании проводится ситуационный анализ реализации Jean Monnet Module в Удмуртском госуниверситете (УдГУ) в 2016–2019 годах. Прямая грантовая поддержка от «Эразмус+» была нацелена на образовательную деятельность по внедрению трех новых курсов в учебный процесс Института социальных коммуникаций (ИСК) УдГУ. Написание же научных статей было связано с данным грантовым проектом European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects (EICIPRC) лишь отчасти (как диссеминация результатов образовательного модуля). Автор признателен за поддержку вышеупомянутым организациям и учреждениям, не несущим ответственность за идеи, представленные в данной работе1. К методологическим основаниям исследования относятся метод ситуационного анализа «case study» и соответ- ствующие элементы методологической концепции нарративистской интер- претации (Поль Рикёр). Выводы по данной работе характеризуют дальнейшие перспективы исследовательской и преподавательской деятельности по развитию научно-теоретического обоснования трех новых курсов: «Европейский опыт формирования инновационной культуры: коммуникативные аспекты», «Европейский и отечественный опыт исследования интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности» и «Инновационные СМИ в Евросоюзе: роль и функции». Данная статья, несомненно, будет интересна для грантозаявителей по Jean Monnet Module, практиков, исследователей и преподавателей в сфере философии и социологии образования, социальной философии, педагогики и коммуникологии.
Интегрированная методология адаптации образовательного процесса вуза к европейскому академическому сообществу
Авторы: Константин Юрьевич Королев; Наталия Геннадьевна Ольховик;
Раздел: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЖАН МОННЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Планомерность и последовательность процесса интернационализации высше- го образования определяется способностью вуза адаптировать собственную образовательную политику к международному академическому и профес- сиональному сообществу. Интегрированная методология адаптации всех направлений интернационализации позволит предупредить риски струк- турного и содержательного аспектов образовательной деятельности, пре- пятствующие функционированию системы признания результатов обучения и переноса зачетных единиц, формированию готовности к активному уча- стию обучающегося и самого вуза в академической мобильности и присутст- вию на международном рынке труда. Авторы исследования теоретически обосновывают процесс интернационализации вуза через определение путей адаптации к европейскому академическому сообществу, предлагают систему интегрированной методологии, которая на структурном уровне ориентирует образовательный процесс на достижение результатов обучения, универсальных для домашнего вуза и вуза-партнера, а в содержательном плане – на создание единой образовательной среды, адаптирующей обучаю- щегося к зарубежному процессу обучения через применение идентичных и общепринятых в мировой практике подходов, методов и форм реализации учебных дисциплин [8]. Апробирование интегрированной методологии адаптации трех уровней высшего образования в Пензенском государственном университете выявило позитивный опыт в реализации совместных образо- вательных программ, академической мобильности в рамках бакалавриата и магистратуры и для отечественных, и для иностранных обучающихся. Статистические данные, полученные в ходе анализа процесса интернацио- нализации ПГУ, определили необходимость пересмотра основ админист- рирования и обучения по направлениям подготовки в аспирантуре, что, по мнению авторов, возможно реализовать только на уровне государственных документов, регламентирующих третий уровень высшего образования.
Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ
Авторы: Зинаида Ильинична Иванова; Михаель Айхнер; Стефан Андреевич Шведов;
Раздел: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЖАН МОННЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
В статье ставятся вопросы о становлении устойчивого образования и исполь- зовании образования для устойчивого развития. Достижение этой цели потребует внесения существенных изменений в национальные образова- тельные системы на основе единых критериев Болонской декларации. Авторы подчеркивают, что европейские программы поддержки образования Erasmus+ и Jean Monnet, активно стимулирующие Болонский процесс, вно- сят существенный вклад в процесс становления устойчивого образования. В статье рассматривается опыт внедрения двух проектов в НИУ МГСУ: Jean Monnet Module «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции» и Jean Monnet Project «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС». На основе результатов социологического опроса студентов магистратуры (направлений обучения «Градостроительство» и «Архитектура»), изучивших модуль и участвовавших в научных мероприятиях, отмечается позитивное восприятие тематики и содержания проектов. Респонденты подчеркивают практическую полез- ность модуля для своего профессионального становления и рекомендуют включить данную дисциплину в программы подготовки бакалавров и магист- ров. Авторы также заметили усилившийся интерес студентов к европейской тематике, повышение межкультурной компетентности и желание более активно участвовать в академической студенческой мобильности. В данном контексте обсуждаются вопросы о необходимости насыщения образователь- ных программ результатами новейших исследований в проблемных областях: социальных, экологических, климатических и формировании экоантропо- центрического мышления молодого поколения. Разнообразные элементы устойчивого развития лишь частично отражаются в учебных программах и дисциплинах российских университетов. Еще одна проблема, поднятая авторами, – комплексное и интегрированное социальное, естественно-на- учное и техническое образование. Будущие технические специалисты должны быть и «социальными инженерами», знать, как решать социальные, эконо- мические и экологические проблемы в процессе реализации технических проектов. Вывод авторов: именно мультидисциплинарность поддерживае- мых программой Jean Monnet проектов, актуальность тематики, направ- ленность на интеграцию науки и образования обеспечивают становление устойчивого образования как движущей силы устойчивого развития мира.
Проблемы климата и экологии во взаимодействии Европейского Союза и России: перспективы научно-образовательного сотрудничества
Авторы: Эльдар Аликрамович Курбанов; Алексей Евгеньевич Фоминых;
Раздел: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЖАН МОННЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Решение проблем защиты окружающей среды в условиях глобального из- менения климата является одним из значимых направлений деятельности Европейского Союза. Для современного этапа отношений ЕС и России природоохранная тематика чрезвычайно актуальна, в силу трансграничного и даже глобального характера экологических угроз. Именно экологическая повестка по-прежнему способна объединить единомышленников в России и зарубежной Европе – как представителей академического сообщества, так и обычных граждан, причем университетам в этом процессе принадле- жит не последняя роль. В условиях общего охлаждения отношений между ЕС и Российской Федерацией и фактической стагнацией диалога в рамках «четырех общих пространств» научные и образовательные обмены стали едва ли ни единственным успешно работающим каналом взаимодействия. Благодаря программам Erasmus+ и «Жан Монне» российские университеты и научные центры имеют возможность получить поддержку ЕС на реали- зацию образовательных и исследовательских проектов, в том числе в сфере экологии. Пока количество спонсируемых таким образом инициатив отно- сительно невелико: большинство создаваемых центров и кафедр европей- ских исследований концентрируются на исключительно гуманитарном со- держании. Однако рост «зеленой экономики» в Европе и проецирование Европейским Союзом своих экологических ценностных установок на внеш- ний мир будут подталкивать российское академическое сообщество к новым партнерствам в этой отрасли. Как следствие, будут востребованы приклад- ные исследования окружающей среды и климата, основанные на применении передовых технологий, в том числе космических. В качестве одного из первых примеров подобного сотрудничества анализируется опыт (case study) Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).
Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран
Авторы: Михаил Вячеславович Петропавловский; Ольга Геннадьевна Нефедова; Наталья Владимировна Вахранева;
Раздел: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЖАН МОННЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
В статье представлены результаты проекта Jean Monnet “European Quality Assurance for Students”, реализуемого в Марийском государственном уни- верситете (грантополучатель) совместно с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования и Российским союзом молодежи. Проанали- зирован опыт привлечения студентов к внутренней и внешней гарантии каче- ства образования в Германии и Великобритании. Немецкие вузы в качестве одного из методов широко используют анкетирование студентов, направлен- ное на оценивание содержания как отдельных курсов лекций и семинарских занятий, так и всей образовательной программы. Важную роль в националь- ной системе играет Аккредитационный пул студентов Германии, который обеспечивает, с одной стороны, подготовку студентов к участию в аккреди- тации образовательных программ, а с другой – предоставляет аккредитацион- ным агентствам базу для подбора студентов в комиссии. Аккредитационные агентства Германии при проведении программной аккредитации включают студентов в экспертные комиссии, причем представители студентов имеют равные права с другими ее членами. Агентство по обеспечению качества высшего образования Великобритании (QAA) одной из своих задач ставит вовлечение студентов во внешнюю гарантию и поддержку участия студен- тов во внутренней гарантии качества образования. Используемые агентством методы включают: работу Студенческого стратегического консультативного комитета, включение представителя студентов в состав совета директоров QAA и других комитетов Агентства, участие студентов в качестве полно- правных и равных членов экспертных групп, а также привлечение студентов вузов, проходящих оценку, к подготовке отчета о самообследовании, работе с экспертами, информирование студентов о процедурах гарантии качества образования и их результатах. Национальный опрос студентов, проводимый ежегодно с целью исследования мнения студентов последнего года обучения в университетах о качестве образовательных программ вузов Англии, Шот- ландии, Уэльса и Северной Ирландии, также дает важный срез информации как с точки зрения управления высшим образованием, так и для принятия решения о выборе программы и вуза будущими абитуриентами.
Вишеградская группа: Миссия выполнена
Авторы: Галина Викторовна Рокина;
Раздел: НАУЧНАЯ ХРОНИКА
Для цитирования: Рокина Г.В. Вишеградская группа: Миссия выполнена // Запад – Восток. 2019. № 12. С. 202204. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12- 202-204